» » Парадоксы новых правил подготовки водителей

Парадоксы новых правил подготовки водителей

Парадоксы новых правил подготовки водителей
С 12 августа начали действовать новые правила подготовки водителей, установленные Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (далее – Программа). Учебный план теперь состоит из базового, специального и профессионального циклов (ранее учебный план такого деления не предусматривал). Понятно, что базовый цикл выделен для того, чтобы у водителя, уже имеющего водительское удостоверение (например, категории «А»), была возможность не проходить его опять, а приступать к обучению по другой категории (например, «В») сразу со специального цикла. Кроме того, для водителей, которые не собираются заниматься профессиональной деятельностью водителя, а намерены управлять автомобилем только для личных нужд, логично было бы не проходить профессиональный цикл. Но поскольку действующим законодательством вся подготовка водителей приравнена к профессиональной – профцикл будут изучать все без исключения. Но я не уверена, что это положительно скажется на качестве подготовки автолюбителей, точно также, как и увеличение продолжительности их обучения.

К примеру, обучение на категорию «В» теперь будет длиться вместо 156 часов – 190 часов, из них доля практических занятий увеличена с 50 часов до 56 часов с механической трансмиссией и до 54 часов с автоматической трансмиссией. Важнее было изменить не число часов, а качественный подход к обучению вождению. Но он, к сожалению, так и остался формальным. К тому же почти половина занятий по вождению согласно новой Программе (24 часа) будет проходить на закрытой площадке, а не в реальных дорожных условиях. Раньше было тоже слишком много – 19 часов из 50. Весь мир идет по совершенно другому пути развития подготовки водителя – его умению быстро ориентироваться в реальных дорожных условиях, а у нас много времени отводится на автодром. Это, конечно, немыслимый формализм и главный недостаток Программы. Не говоря уже о том, что многие автошколы мегаполисов не могут позволить себе иметь площадку для учебной езды размером не менее 0,24 га, о чем указано в Программе.

К недостаткам Программы я также могу отнести и необходимость изучения основ психофизиологии в таком большом объеме, введенные в Программу подготовки водителей впервые. Они необходимы для того, чтобы помочь развить у будущего водителя навыки правильного восприятия информации об опасностях на дороге и правильного принятия решения. Однако в разработанном курсе много лишнего, например, изучение таких понятий как «память и ее виды», «мышление», «анализ и синтез как основные процессы мышления» и т.п., но нет как раз главного – как предвидеть дорожные опасности, прогнозировать развитие дорожных ситуаций и уметь быстро и правильно принимать адекватные решения в таких ситуациях. За рубежом именно на это сделан упор при обучении.

Удивляет и то, что по окончании обучения теперь будет выдаваться свидетельство о профессии водителя. Ранее выдавалось свидетельство о профподготовке, а после экзамена в ГИБДД - водительское удостоверение. Поясню, в чем парадокс, на мой взгляд. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя. Однако нигде нет упоминания об экзаменах в ГИБДД МВД России. И получается, что после окончания автошколы ученик получает профессию "водитель", но у него нет водительского удостоверения, позволяющего управлять транспортным средством.

Вместе с тем, разработчики Программы полагают, что проверка автошкол Центром специального назначения ОБДД или ГИБДД МВД России на соответствие предъявляемых к ним требований позволит бороться с нелегальным рынком автошкол. Но нелегальный рынок – это, прежде всего, некачественное обучение водителей, а существует оно потому что нет качественной оценки работы автошколы – объективного и профессионального экзамена в ГИБДД МВД России. Только это может отсечь "халтуру" на рынке автоподготовки.

 

Документы по теме:



Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"



Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"



Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"



Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"

Новости по теме:



ГИБДД России приступила к согласованию новых программ обучения для водителей – ГАРАНТ.РУ, 12 августа 2014 г.



Утверждены новые программы профессионального обучения водителей – ГАРАНТ.РУ, 11 июля 2014 г.



Обычных и профессиональных водителей предлагается обучать по разным программам – ГАРАНТ.РУ,  23 апреля 2014 г.

Материалы по теме:



Бизнес-справка "Штрафы за нарушение Правил дорожного движения" (по состоянию на 7 мая 2014 г.)



ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ. Коротко и в удобном формате, распечатайте и носите с собой!


Парадоксы новых правил подготовки водителей

АвтоБан, или Что мешает автошколам обучать водителей
О позициях ответственных ведомств относительно критической ситуации с подготовкой водителей.

Парадоксы новых правил подготовки водителей

Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения
В мае текущего года в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" были внесены поправки, основная часть которых вступила в силу 5 ноября 2013 года. О том, какие новые категории и подкатегории транспортных средств появились в законе, каким образом изменились условия управления ими и допуска к экзаменам, с какой даты водители- мигранты будут обязаны иметь российское водительское удостоверение и возможен ли "туризм" наших граждан в страны Средней Азии для последующего получения российского водительского удостоверения в упрощенном порядке, читайте в нашем материале.

 

Инфографика:

Парадоксы новых правил подготовки водителей

Автомобильная азбука
11 января 2014 года в мире отмечается Международный день "Спасибо" (International Thank You Day). Как известно, водители при управлении автомобилем используют определенную систему условных сигналов, в которой на первом месте находится именно это слово, выражаемое с использованием аварийной сигнализации. Об этом и других важных сигналах автомобильной азбуки, которые могут пригодиться вам на автодорогах, узнайте из нашей инфографики. 

Парадоксы новых правил подготовки водителей

С 5 ноября 2013 года в России введены новые категории транспортных средств
Наверняка, многие уже слышали о необходимости получения водительского удостоверения для управления мопедом. Но изменения более существенны. Сегодня в России транспортные средства разделены на 16 категорий и подкатегорий (ранее их было семь). С какого возраста вы можете учиться и получать водительское удостоверение с новыми категориями, какие именно транспортные средства к ним относятся и на какие автомобили и мотоциклы распространяется действие вашего старого водительского удостоверения, узнайте из нашей инфографики.



Зайцева Елена,
Директор Учебно-методического центра Ассоциации автошкол г. Москвы

Все записи автора
Все авторы

Добавить комментарий!

Рекомендуем похожее:

Послевузовское образование юриста: реформа и ее последствия

Как изменился порядок обучения в аспирантуре, что такое прикрепление к кафедре, какие требования

Аудионовости законодательства: самые важные документы недели

Из этого выпуска вы узнаете: как с января 2015 года изменится порядок официального опубликования

История развития профессионального образования: Российская Федерация

В начале 90-х годов прошлого столетия переориентация рынка труда и диверсификация профессиональных

ССУЗы России в рамках нового закона "Об образовании"

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование
Популярные новости
mebel-zvezdny.ru

Логин
Пароль
Запомнить